понедельник, 31 марта 2014 г.

Урок - волшебный, сказочный полёт!

Итак, начинается второй день конкурсных испытаний!
 Уже меньше, чем через 4 часа я буду давать в школе № 101 урок литературы  в 7 "А" классе по теме "Ф. Абрамов. О чём плачут лошади". Прошу тебя, хранитель времени, помоги чувствовать звонок, так хочется всё успеть вовремя!
А после урока я жду размышлений, рассуждений от новых моих учеников здесь, в этом посте. Ну что ж, в путь!


Яркий рубин

До начала урока я знакомилась с ребятами, предложив им на выбор листочки желтого, белого и зелёного цветов. Мне нужно было, чтобы ребята распределились на группы по своему желанию. Видела, многие хитрили, стали выбирать листики одного цвета. Ну что ж, я понимаю, кто же в трудную минуту лучше поддержит, чем друг!



Перед уроком мы все волновались, поэтому предложила ребятам пощипать щёчки, покрутить мочки ушей, потереть ладошки и постучать по полу ножками, а потом погладить себя по головке и сказать, что у нас всё получится! Увидела, что немного опасения и страхи рассеялись!


Урок начался со звонком и с выяснения отношения ребят к весне. Оказалось, что все дети любят весну, а мне так нужно было, чтобы они сказали, что не все! Когда я жила на Сахалине, там очень многие просто ненавидели весну, потому что именно в эту пору много грязи, слякоть, вода. Поэтому к весне у меня сейчас разное отношение. Вот и вчера, пожалуйста вам, снег шёл! А ведь уже деревья цветут! Как же к ней относиться?
В итоге я процитировала ребятам строчки из стихотворения А.С. Пушкина "... Я не люблю весны! Скучна мне грязь, оттепель, кровь стынет, чувства, ум тоскою стеснены..." Так что для краснодарских ребятишек, и это хорошо, весна вызывает только положительные чувства.




Для перехода к теме урока я предложила детям порассуждать о том, какие слова зашифрованы на листочках и почему листочки именно такого цвета. Мне было важно в этот момент понять, насколько развито у детей образное мышление и, конечно же, хотелось их разговорить, чтобы потом расположить к серьезной работе.

 Ребята справились с поставленной задачей, их объяснение было интересным, я напомнила им о том, что на уроках литературы мы обсуждаем вечные проблемы, которые волновали людей всегда. Этот прием помог мне вывести детей на имя урока «Я открываю мир», тему урока я озвучила сама, так как в этот момент урока мне необходимо было провести целеполагание.  



 Дети смогли озвучить цели урока, я их обобщила и немного расширила, проговорив самую главную цель урока: "Мне очень хочется, чтобы сегодня на примере произведения Ф. Абрамова «О чем плачут лошади», вы по-другому бы посмотрели на мир, который вокруг вас, который внутри вас, стали бы добрее, милосерднее не только по отношению к животным, но и к окружающим вас людям!"

Потом  спросила у ребят, как нужно построить занятие, чтобы добиться решения поставленных целей. 
Я рада, что всё, что предложили дети, мы осуществили на уроке: была беседа, краткий пересказ рассказа, работа в группах, рецензия работы групп.
Чтобы заинтересовать ребят уроком и показать важную проблему рассказа, вниманию ребят был предложен видео ролик. В изучаемом рассказе Ф. Абрамова "О чём плачут лошади" кони измучены, люди о них не заботятся, а в этом ролике лошади просто прекрасны, великолепны!

  video
Далее шла работа по группам.








 Решая поставленные воспитательные задачи перед уроком, я предложила детям написать 1 слово, обозначающее отношение людей к лошадям в этом рассказе, потом после озвучивания, попросила ребят разорвать листочки с написанными на них отрицательными качествами, с целью фиксации внимания к тому, чтобы они никогда не проявляли эти чувства к другим.

На уроке для меня ценна искренность, которая возникает между учителем и детьми, и поэтому в этот момент урока я как бы ставила установку, якорь (по теории НЛП), используя музыку И. Баха. Я пообещала ребятам, что, вернувшись, домой, сожгу кусочки бумаги и развею пепел по ветру.
Сообщаю, обещание выполнила, и очень надеюсь, что ребята в своей жизни будут только добрыми, милосердными, сострадающими.


 Для подведения ребят к открытию и достижению главной цели урока предложила их вниманию видеосюжет из фильма "Два друга":


video


Мне очень было важно, чтобы ребята поняли, что именно с любовью, добром, милосердием нужно относиться к животным, людям, к миру, который вокруг нас. Вот этому и учит читателя Фёдор Абрамов на примере рассказа о плачущих лошадях.

  Каждому живому существу хочется больше всего быть кому-то нужным, хочется, чтобы его любили! Подведение ребят к этому выводу является кульминационным моментом урока.

В конце урока мы подвели итоги, ребята задумались о том, какие цели они решили, что нового узнали. Эти открытия урока очень ценны для любого учителя!


 А ещё я попросила ребят самих оценить свою работу на уроке. Удивилась, что многие   поставили себе низкие отметки! Всё было хорошо, мои новые, такие неожиданные ученики!





В благодарность за работу на уроке, ответы, эмоции и поддержку я подарила классу вот эту картину.


Я очень надеюсь, что этот урок не пройдёт для ребят зря, они по-другому посмотрят на животных, на  людей, которые их окружают! Пусть эта картина будет напоминанием им о том, что лошади не должны плакать, они должны радовать и вдохновлять на добрые дела!



Домашнее задание было особым: каждому ребёнку я написала вопрос, на который жду ответа сегодня здесь, в блоге, или надеюсь прочитать их размышления на листочках, которые они передадут завтра  своей учительнице русского языка и литературе Елене Вячеславовне! ЖДУ!

12 комментариев:

  1. Я думаю, что Вы очень понравитесь семиклассникам! Вы умеете держать внимание детей и увлечь уроком!

    ОтветитьУдалить
  2. Всё, я дома! Сейчас немного отдохну, а потом, как и обещала ребятам, сожгу их кусочки листочков и развею по ветру, и я очень надеюсь, что мои новые ученики никогда не будут проявлять жестокости ни по отношению к животным, ни по отношению к другим людям!

    ОтветитьУдалить
  3. Яна Алексеевна, здравствуйте. В который раз задаю себе вопрос "А были ли у меня в школе такие уроки, такие увлеченные учителя" - не могу найти ответа. Что - то все-таки было, то "толкнуло" меня ну путь учительства. Удачи, надежды и веры!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евтушенко Е.Л.2 апреля 2014 г., 21:50

      Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    2. Евтушенко Е.Л.2 апреля 2014 г., 22:16

      А почему, Яна Алексеевна? Грибоедовский вопрос остался без ответа?

      Удалить
    3. Ну вот, теперь и вопрос убрали! Понимаю, уберёте и этот ответ, раз уж начали убирать. А когда поставили нас в один ряд с "А судьи кто!"?.... Мы действительно видели много достоинств урока, поверьте, но есть критерии, есть чувства, а есть должен. Очень не хочу, чтобы Вы разочаровались! Я пересказывала Ваш урок (сочинение по картине) в своей школе учителям, которые работают в 5, 6 классах. Столько находок! Но следующий не зазвучал, хотя много интересного найдено. Я это пишу не для того, чтобы оправдаться, нет. Понимаю, что есть разочарование, а мне бы хотелось, чтобы было понимание! Спасибо за понимание! С уважением, Е.Л.

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Яна Алексеевна!
    И всё равно Вы лучшая! Просто потому, что Вы Учитель ЛИТЕРАТУРЫ и РУССКОГО ЯЗЫКА.
    Я могу следить за ходом занятий только по Вашим репортажам и репортажам Ваших коллег, моих блогодрузей.
    И мне всё нравится. Представляю, КАК Вы переживали. Но Вы отважились дать открытый урок именно по литературе. Это о-о-очень дорогого стоит. Дети заговорили.
    Жюри не судят.
    Всё у Вас получится. Самое главное - Вы провели урок. Спасибо Вам, дорогой Учитель за воспитание добра, милосердия, сострадания, ЛЮБВИ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, спасибо за поддержку, такая далёкая и одновременно близкая коллега! Вы настоящий друг-блогер!

      Удалить
  6. Пригвождена к позорному столбу
    Славянской совести старинной,
    С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
    Я утверждаю, что — невинна.

    Я утверждаю, что во мне покой
    Причастницы перед причастьем.
    Что не моя вина, что я с рукой
    По площадям стою — за счастьем.

    Пересмотрите всё мое добро,
    Скажите — или я ослепла?
    Где золото мое? Где серебро?
    В моей руке — лишь горстка пепла!

    И это всё, что лестью и мольбой
    Я выпросила у счастливых.
    И это всё, что я возьму с собой
    В край целований молчаливых.
    Марина Цветаева
    «Пригвождена к позорному столбу»

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...