понедельник, 6 февраля 2023 г.

Выступление на педагогическом совете

                                                         " Личностный рост учителя"

- Ты не туда идёшь! Огни в другой стороне!
-  Мне всё равно! Я зажгу свои!

Личностный рост учителя -это самопознание, развитие, творчество. Это радость и грусть, надежда и разочарование, взлеты и падения… Это постоянный труд и поиск. Поиск новых методов, приемов и форм работы, овладение новыми педагогическими технологиями, их совершенствование, поиск своего места в новых условиях новой школы 21 века.

Да, в нелегкое время мы сегодня трудимся. Я вижу, как на моих глазах меняется образование, уходят в прошлое школьные традиции, падает престиж профессии «учитель». Из разных источников мы все чаще слышим недовольство родительской общественности, где, по мнению некоторых, мы не выполняем в достаточной степени все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и новые реалии жизни в условиях пандемии…


Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, их родителей? Конечно, педагог должен быть Мастером. А стать профессионалом своего дела можно лишь тогда, когда тебя окружают Мастера высочайшего уровня, и само образовательное учреждение – это не простая школа, а такая, где ведущими принципами становятся содружество, сотворчество и сопереживание. И любовь. Она многогранна и велика - любовь. Поэтому и земля, наша планета, не сорвалась в бездну, что не на китах со слонами стоит, а на любви. И жизнь на любви замешена. И смерть любовью окрашена. И работа на любви строится. Ведь нас, учителей, постоянно окружает мир детства - особый мир, не просто подготовка к будущей жизни, но сама жизнь, яркая, самобытная, неповторимая, где комфортно живут только те люди, которые любят учиться, трудиться, творить…

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в школьные годы, что вошло в его разум и сердце, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет. Передать свои знания - значит, разбудить в ребенке спящий ум, воспитать способность любить, значит, вырастить настоящего человека. Поэтому, чтобы учитель стал мастером, он обязательно должен быть классным руководителем. Именно тогда появляется возможность научиться понимать и принимать мир ребенка. Дети будут любить и понимать тебя, когда ты будешь знать и принимать их мир - мир детства.  Мало знать предмет и владеть методикой преподавания, необходимо помнить: ученик - человек тяжелейшего труда, и Учитель обязан облегчить ему подвиг познания, принимать и уважать право ребенка на ошибки, срывы, заблуждения. Помнить: обиженный и нелюбимый ребенок - это равнодушный взрослый. Поэтому так важно быть с учениками рядом, но стоять немного выше.

И это своеобразное наставничество ученик – учитель очень похоже на школьную пару иного формата: молодой специалист – опытный наставник. Мне повезло. Судьба одарила меня встречей с удивительными педагогами. Они верили мне искренне, принимали такой, какой я была. Вспоминаю своих первых наставников, которые бережно вели меня по такому сложному, но интересному школьному миру в первые годы работы. Сегодня могу с уверенностью сказать, что роль наставника для молодого педагога велика. Именно он научит, подскажет, станет примером для подражания. Он должен поверить в тебя и сказать заветные слова после посещения первых уроков: «Ошибки есть, но будешь учителем! Наш человек!» Ох, эта фраза «Наш человек» - сколько в ней доверия, откровенности, веры. А как это важно, когда тебе доверяют и считают своим! И хочется горы свернуть, научиться, овладеть, хоть чуть-чуть прикоснуться мыслью, что ты с ними, опытными, именитыми Мастерами рядом…

Наверное – это и есть первый шаг на пути овладения профессией. Стать своим человеком…

Задумывались ли мы хоть раз, сколько провели уроков за свою жизнь? Думаю, число будет огромным. Урок – самое важное и трудное в нашей профессии. Учитель готовится к урокам всю жизнь. Учение становится увлекательным, если озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, игры. Урок русского языка  и литературы должен быть уроком — любованием, уроком постижения красоты языка, его неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке мы должны всматриваться и вслушиваться в слово, и тогда придет понимание законов, правил, системы языка.

Учитель-филолог - это проводник в мире родного слова. Как вести ребенка не просто по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мира родной речи.

Творческий, мыслящий педагог должен открыть «свод нежности, и мудрости, и грусти непостижимого русского языка». Как научить ребят почувствовать вкус родного слова?  Как научить писать такие сочинения, чтобы они не только были способом отражения познания мира, но и вызывали у всех положительные эмоции и желание продолжить высказываться на бумаге?

Сочинение, рожденное в уме и сердце школьников - это итог сложной и постепенной работы, как бы ее финал. И чем больше труда затрачено учениками и педагогом для этого финала, тем ярче он.

Простого усилия для того, чтобы получилось хорошее школьное сочинение, мало. Нужно свое видение мира, окрашенное своими чувствами и своим мастерством. На этом этапе начинается сотворчество педагога и ребенка, где каждый погружается в мир творчества.

Я задаю ученикам очень простой, на первый взгляд, вопрос:

- Все видели сегодня огромную лужу перед входом в школу?

- Да! - отвечают.

- Вот и хорошо. Опишите мне, пожалуйста, её подробнее - сначала устно, потом письменно.

Руки по инерции тянуться вверх (уж очень знакома), но быстро опускаются. Сложное задание, оказывается…

- Что вы скажите о своей наблюдательности, друзья? — коварно спрашиваю я.

- Если бы посмотреть еще раз... - вздыхают ребята.

-  Пойдемте — предлагаю с готовностью. — Берите черновые тетради и... вперед.

Ой, а лужа-то как зеркало! Мы видим не унылую грязь, а бескрайнее небо, которое отражается в ее чистой, прозрачной поверхности. Желтые, красные, бронзовые листья, кружащиеся в бесконечном ветреном вальсе, медленно падают на засыпающую землю. Как же здорово, когда ребёнок замечает не мусор и старые листья, а отражение мира вокруг себя! А вы умеете видеть даже в маленькой лужице небо?.

Чуткость к красоте слова - это огромная сила, облагораживающая духовный мир ребенка. В этой трогательной чуткости один из источников человеческой культуры, который я пытаюсь развить в детях.

Теперь ребятам стало понятно, о чем писать. И здесь самое важное - приучить ребят к самостоятельности, добиться выражения их творческой индивидуальности.

Успех будущего сочинения, на мой взгляд, зависит от этапной подготовки его с помощью этюдов: мини-работ, эскизов... Видеть в обыкновенном тайну, окрылить сознание детей - их задача. Темы предлагаю необычные, даже загадочные:

- О чем думает небо?

- Какого цвета снег?

- Я слушаю тишину.

- Мой школьный портфель.

- Разговор зимы и осени.

- Магазин «Все для счастья».

- Если бы я был Богом.

Ребята охотно работают над заданиями такого типа: попробуй, как сказочник Г.Х. Андерсен, «подсмотреть» жизнь хорошо знакомого тебе предмета. Самого обычного утюга, например. Или маминой расчески, или твоего учебника литературы, или... Выбери предмет сам и расскажи нам о его заботах. Если бы он мог говорить, он жаловался бы, или хвастался бы, или восторгался бы, возмущался бы!?

Все любят фантазировать. Можно предложить учащимся пофантазировать.

Представь, что ты превратился в дом, или зеркало, или мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу, компьютер.

Превратившись в столь неожиданный предмет, что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои действия?   Постарайся свои мысли записать в форме маленького рассказа.

Школьные поэтические жемчужинки рождаются порой очень неожиданно:

-  Чем пахнут цветы осенью? - Печалью уходящего лета...    (Кацута Полина, 6 кл.)

- Листопад... словно смерть ради жизни!     (Бобров Миша.)

- Здесь по утром так тихо, что можно слышать дыхание осени. Вот что называется хрустальной тишиной. Последний очаровательный бал природы (Рублев Саша, 5 кл.)

- Лужи словно зеркала, заботливо и умело разбросанные осенью. (Пирагова Даша.)

Безусловно, в процессе совместного труда на уроке при написании коллективного сочинения все испытывают муки творчества, потом радостные открытия и вдохновения! Только в творчестве двоих - ребенка и учителя - рождается истина. И это еще одна ступень в овладении профессией учителя русского языка и литературы.

 

Формирование креативного мышления и нацеленность учебной деятельности школьника на создание творческого продукта возможно при применении многих приемов и методов работы. На моих уроках я считаю главным эмоциональное слово учителя, мой собственный пример. Все, что я задаю писать, рисовать, учить наизусть и т. д., я обязательно выполняю сама. Моя работа в школе – постоянный поиск новых решений в образовательно-воспитательном процессе.

Не верю тем, кто говорит, что дни учителя однообразны. Это говорят не учителя, а просто случайные в школе люди. Что говорить о педагогических буднях, если иногда ночью подскакиваешь от озарившей идеи, хватаешь карандаш и в темноте буквально строчишь, ибо мысли опережают друг друга. А порой все заготовки становятся ненужными, так как, придя в класс, увидев лица детей, вдруг понимаешь, что сегодня – все не так и все не то и делаешь совершенно новый урок, урок-экспромт.

Многие говорят, что учитель – это артистическая профессия, она сродни художнику или садоводу, взращивающему цветы.

Считаю, что учитель должен знать, как выглядит его лицо в минуту радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения. И это совсем не мелочи! Как зайти в класс, как поприветствовать ребят, в какой одежде прийти на работу, как стоять, сидеть… – все это частички актерского мастерства, о которых учитель должен догадываться интуитивно. А как трогает ребят слеза не щеке учителя! Да, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя глазами детей в значительной мере определяет успешность педагогического взаимодействия.

Личностный рост учителя..  ... Время летит быстро. Позади 27 лет жизни в школе. Все было за это время: радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков раздумий, открытий. Оказалось: быть услышанным - так сложно и так просто. Поэтому участие в профессиональных конкурсах – это важный этап в жизни каждого учителя. Не многие из нас решаются на такие шаги! Не все мы становимся победителями и призерами! И не всегда мы соглашаемся с результатами  жюри… Однако само участие в таких мероприятиях повышает уровень твоего профессионализма, делает ближе с коллегами, учениками, и их родителями. Потому что когда ты в конкурсе, это особое, незабываемое время, время, в котором будто все нервы оголены до предела, ты будто идешь по лезвию бритвы, где важен каждый взгляд, каждое слово поддержи. Это трудное время проверки дружбы между коллегами, и их помощь больше никогда потом не забудется! Ты будешь всегда помнить и ценить этих людей! И тогда работа в дружном коллективе единомышленников – это увлекательное путешествие по школьному миру.

Личностный рост учителя невозможен без повышения методической компетенции, изучения специальной литературы, без прохождения курсов повышения квалификации…  Среди нас много педагогов, которые сами проходят обучения на дистанционных курсах, не только потому что положено 1 раз в три года, а потому, что это интересно, ты хочешь больше знать. И пусть кажется, что нет времени, но ты находишь его, потому что это нужно тебе, ведь «Учитель учит, пока учится сам!»

А начинается рост учителя с активного участия в работе МО, выступлений на семинарах, педсоветах, участие в работе профессионального жюри. Ты начинаешь анализировать свою деятельность, сравниваешь с другими, говоришь, пишешь статьи. Ты эксперт на экзаменах.  Тебе присваивают высшую категорию на аттестации. Всё  это маленькие тропинки к познанию себя в профессии, многие из нас прошли и продолжают идти по этим дорожкам.

Не хвали себя сам, пусть похвалят другие – говорится в русской пословице. Поэтому для любого учителя становится важным – качество знаний его учеников. Реальных знаний, которые подтверждаются результатами ЕГЭ. Помню слезы радости, которые просто хлынули из глаз, когда дрожащими руками я читала протокол результатов моего первого выпускного класса, сдавшего ЕГЭ по русскому языку, и заветная цифра – 100 баллов. Растут наши ученики, и мы растем вместе с ними! Поэтому и болит душа у учителя выпускного класса, потому что не всегда все выпускники понимают, как им важно сдать на высокие баллы экзамены, а ты, по-другому не можешь работать, ты не спишь ночами, тревожишься и считаешь именно себя ответственным даже за самый низкий результат.

Таков наш педагогический труд, тяжелый труд, и все же в большей степени всё-таки благодарный.

Л.Н. Толстой был прав: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель».

Детям нельзя служить в течение нормированного рабочего времени, им нужна вся наша душа, все достоинства, все время, все наши способности и, прежде всего, наша терпимость и понимание. О воспитании и обучении еще не написаны все законы, формулы и алгоритмы. Поиск продолжается. Он никогда еще не был таким упорным, таким необходимым, таким многосложным. Новое тысячелетие закладывается сегодня. Оно в наших детях. А личностный рост у каждого педагога свой, и я уверена, что предела ему нет!

 

 

 

1 комментарий:

  1. Потрясающий, трогательный текст, впечатляет Ваш подход к работе с детьми, а так же глубокое видение мира и, казалось бы, обыденных процессов школьной жизни! Остался приятный восторг от написанного Вами выступления!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...